ВВЕДЕНИЕ

Нам почти известно происхождение и строение Вселенной, почти понятна детальная организация неживой и живой материи, почти ясна природа разума. Но близки ли «почти знания» к подлинной картине мира?

Во все времена процесс познание основывался на эмпирическом подходе, признающем чувственный опыт единственным источником достоверного знания и постулирующем принцип: «Практика – критерий истины». Его основой служит индукция – восхождение от единичного к общему, от эмпирически установленных частных значимостей объектов или явлений к их видовым и категориальным значимостям. Но область действия эмпиризма не безгранична. Она зависит от разрешающей способности анализаторов, детекторов, измерительных приборов, применяемых для детализации частных атрибутов познаваемых объектов или явлений. За пределами этой области, например в физическом и биологическом микромире, эмпирической науке доступно не абсолютное, а лишь относительное знание.

Для точных знаний нужна новая методология познания, основанная на дедукции. Назовем ее – «Постэмпиризм». Она позволит, исходя из данных, полученных эмпирическим путем, моделировать процессы саморазвития мира, включающие в себя, не только наблюдаемые, но и высшие, не доступные для практики директории бытия. А уже от них путем дедукции переходить к теоретическому моделированию нижестоящих, промежуточных директорий, конкретизирующих частные атрибуты отдельных объектов и явлений. В отличие от эмпиризма, показывающего как устроен некий объект, как протекает некое явление, постэмпиризм отвечает на вопрос: Почему это устроено и протекает именно так, а не иначе?


ПОСТЭМПИРИЧЕСКИЙ МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ СИСТЕМ

ПРИНЦИП УСТОЙЧИВОСТИ. Рассмотрим абстрактный материальный объект. Он постоянно подвергается воздействиям окружающей среды. У него имеются некие механизмы устойчивости, перманентно воспроизводящие его структурно-функциональную организацию в определенном диапазоне воздействий, вне которого он разрушается. Устойчивость материального объекта это не статичность, а непрерывная динамика. В стабильных условиях среды число адаптивных устойчивых объектов растет за счет реструктуризации и селекции объектов, лишенных устойчивости. Если в локальных интервалах пространства или времени условия среды незначительно разнятся, идет дивергенция объектов со схожими механизмами устойчивости.

ПРИНЦИП ИЗМЕНЧИВОСТИ. Периоды роста однотипных устойчивых объектов сменяются периодами, когда приоритет развития получают объекты с принципиально иными механизмами устойчивости. Это обусловлено изменением параметров среды под воздействием устойчивых объектов, и, как следствие, стагнацией их роста, появлением новых деструктурирующих факторов, которые диктуют для них иные критерии отбора и становятся движущей силой качественного перехода. Стагнацию преодолевают устойчивые объекты с усложнившейся структурно-функциональной организацией, адаптированные к новым условиям. Начинается очередной эволюционный этап, который вновь завершится качественным переходом.

Чтобы построить теоретическую модель этапов саморазвития мира, надо для каждого из них, опираясь на естественнонаучную конкретику, выявить условия среды, движущую силу, объекты эволюции и механизмы устойчивости. Дедуктивный метод моделирования, эффективен во всех областях фундаментальной и прикладной науки. В частности, позволяет ответить на вопросы: Почему образовалась Вселенная? Почему образовалось атомарное вещество? Как зародилась жизнь на Земле? Как формировалась психика, разум, сознание? Какие этапы эволюции социума уже реализованы, а какие еще предстоят? Овладев постэмпирической методологией, каждый ученый в своей области знаний добьется выдающихся результатов.

Автор: Марк Каценберг